+7 (383) 336-41-06, 8-953-802-67-07

г. Новосибирск, ул. Иванова, д.6

ПАМЯТКА для ДЕТЕЙ и РОДИТЕЛЕЙ

Что такое близорукость?

БЛИЗOPУKOCTb (миопия) - это такое состояние, когда человек хорошо видит предметы, расположенные вблизи и плохо - удаленные от него. При близорукости задний отдел глаза растягивается, сетчатка отодвигается. Изображения отдаленных предметов фокусируются перед сетчаткой, не совпадая с ней и теряя отчетливость. Недуг чаще развивается в молодом возрасте. Близорукостью страдает каждый пятый выпускник средней школы.

 

ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ БЛИЗОРУКОСТИ.

Близорукость бывает врожденной, тогда в ее основе лежит нарушение развития глаза. Но чаще близорукость приобретенная, возникает в период детства, в школьном возрасте. В механизме развития близорукости (миопии), возникающей в период детства, можно выделить 2 звена:

  1. Длительная работа на близком расстоянии приводит к ослаблению аккомодации. Аккомодация не всегда в состоянии обеспечить зрительную работу на близком расстоянии. Чтение становится чрезмерной нагрузкой. Чтобы избавиться от излишнего напряжения, организм изменяет оптическую систему глаза и достигает этого единственно возможным путем - увеличением размеров глаза.
  2. Наследственная предрасположенность. В семьях, где один из родителей страдает близорукостью, дети чаще имеют нарушения зрения.

ПРИЗНАКИ БЛИЗОРУКОСТИ.

Первым признаком миопии (близорукости) является понижение зрения вдаль, которое как правило, повышается до нормального уровня при приставлении к глазам отрицательных линз. Нередко близорукие прищуривают глаза, чтобы уменьшить круги светорассеяния на сетчатке глаза и тем самым улучшить зрение. Прогрессирование близорукости может привести к серьезным изменениям в глазу, особенно в заднем отделе глаза, который подвергается растяжению.

Обычно близорукость возникает и развивается незаметно, исподволь. Дети с близорукостью невнимательны на уроках, часто отвлекаются, при чтении приближают книгу к глазам, сильно склоняют голову во время чтения. Родители и педагоги при наличии этих признаков у ребенка должны направить его на осмотр к окулисту. У школьников необходимо ежегодно проверять остроту зрения.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ И ПРОГРЕССИРОВАНИЯ БЛИЗОРУКОСТИ

Любое зрительное напряжение (чтение, рисование, сборка конструктора) должно чередоваться с активным отдыхом (играми, физическими упражнениями).

Расстояние от глаз до книги или тетради должно быть не менее 30-35 см. (Оно равно примерно длине руки от локтя до кончиков пальцев). Такое расстояние не требует значительного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь.

Место для занятий школьника должно быть достаточно освещено, находиться у окна, в вечернее время освещение рабочего места лампой не менее 60 Ватт с непрозрачным колпаком. Свет должен падать с левой стороны, освещая только рабочую поверхность, оставляя глаза в тени. Свет всегда должен быть мягким, не бьющим в глаза, но равномерно освещающим место занятий.

Нельзя читать пи читать, писать, играть согнувшись. Следует сидеть прямо, чтобы глаза от книги, игрушки были на расстоянии согнутой в локте руки.

Не рекомендуется читать, играть лежа, особенно на боку, так как в положении лежа нарушается правильная освещенность, чтение лежа способствует растяжению заднего полюса глаза. При чтении на боку глаза располагаются на разном расстоянии до рассматриваемого объекта, что приводит к зрительной утомляемости.

Нельзя читать при плохом освещении, в транспорте. Неустойчивое положение книги при движении транспорта затрудняет чтение, побуждает приближать текст к глазам, что способствует их быстрому утомлению.

Необходимо ограничить время, которое дети проводят у телевизора. 

Они должны находиться на расстоянии не менее 2,5 м от экрана телевизора,

Чем младше ребенок, тем меньше времени он должен проводить у телевизора.

Для детей 3-4 лет оно должно быть ограничено 15-20 минутами, 
5-6 лет - не более З0 минут,

до 14 лет - не более 1,5 часа,

для школьников старших классов - не более 2 часов непрерывной зрительной работы.

Комната при этом должна быть освещена.

Гигиенические условия зрительной работы особенно важно соблюдать детям, предрасположенным к возникновению близорукости.

Профилактике близорукости способствует предупреждение и лечение очагов инфекции в детском организме (кариес, тонзиллиты, синуситы, гельминтозы и пр.)

Оптический недостаток близорукого глаза компенсируется подбором соответствующих очков. Очки восстанавливают на сетчатке отчетливость изображения отдаленных предметов. Необходимо строго соблюдать рекомендации врача-окулиста по ношению очков. Главное назначение очков - оптическая коррекция. Важнейшее их качество - чистота линз.

При близорукости в разумных пределах должна быть ограничена зрительная нагрузка, не связанная с обучением в школе.

При прогрессировании миопии необходимо, чтобы на каждые 20-25 минут зрительной работы приходилось не менее 5 минут отдыха. При близорукости выше 6.0 Д целесообразно сократить время непрерывной зрительной работы до 15 мин, а время отдыха увеличить до 10 мин.

В рацион питания должны входить продукты богатые ВИТАМИНОМ А, аскорбиновой кислотой, кальцием, калием.Они улучшают питание тканей глаза и укрепляют его стенки. Кальций содержится в твороге, молочных продуктах, богат кальцием холодец. Аскорбиновая кислота содержится в продуктах растительного происхождения (плоды шиповника, капуста, лимоны, апельсины, смородина). Витамин А - в зеленом луке, шпинате, щавеле, масле, сметане, яичном желтке, рябине, облепихе. Калий - в картофеле, кураге, изюме, бананах, киви. Полезны поливитамины с высоким содержанием кальция: КАЛЬЦИНОВА, КАЛЬЦИЙ D3 – в течение месяца.

Разработаны специальные упражнения для глаз при близорукости, улучшающие состояние наружных и внутренних мышц глаза.

Данные упражнения очень полезны на начальном этапе развития близорукости. Гимнастика для глаз проста и легко выполнима в домашних условиях.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НАРУЖНЫХ МЫШЦ ГЛАЗА.

(с целью профилактики появления и прогрессирования близорукости упражнения должны выполняться не реже 3 -4 раз в неделю)

  1. Исходное положение (ИП) – сидя. Крепко зажмуриить глаза на 3-5 секунд, а затем открыть на 3-5 секунд. Повторил 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц.
  2. ИП - сидя. Быстро моргать в течение1 - 2 мин. Упражнение способствует улучшению кровообращения век.
  3. ИП - стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 с, перевести взгляд на палец вытянутой правой руки, расположенный по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 10-12 раз. Упражнение снижает утомления, облегчает работу на близком расстоянии.
  4. ИП –стоя.Вытянутьруку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки,расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет двоиться. Повторить упражнение 6-8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
  5. ИП - стоя. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с, прикрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с, расположить палец левой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, смотреть на конец пальца обоими глазами 3-5 с, прикрыть ладонью правой руки правый глаз на 3-5 с, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 с. Повторить упражнение 5-6 раз. Упражнение укрепляет мышцы обоих глаз (бинокулярное зрение).
  6. ИП - стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палецполусогнутой руки справа налево и, не двигая головой следить глазами за пальцем. Повторитьупражнение 10-12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.
  7. ИП - сидя. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторить 8 - 12 раз.
  8. ИП - сидя. Медленные круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении. Повторить 4 - 6 раз.
  9. ИП – сидя. Движения глазами: вверх-вниз, в стороны (4-6 раз).

 

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВНУТРЕННИХ МЫШЦ ГЛАЗА

Тренировка аккомодации

Родители выбирают в квартире окно, через которое видна дальняя перспектива. На стекло, чуть ниже уровня глаз стоящего ребенка, прикрепляют на стекло отрывок газетного текста из 20-30 строчек отпечатанного мелким шрифтом (при остроте зрения 0,5 и выше) или обычным текстом (при остроте зрения ниже 0,5). Не тренируемый глаз закрывают повязкой. Тренировка заключается в том, что ребенок попеременно по 15-20 сек., то смотрит в даль, то рассматривает газетный текст при максимально возможном для сохранения четкого видения приближении к нему. Тренировку проводят в очках.

Способствуют тренировке внутренних мышц глаза также игра в бадминтон, настольный теннис, волейбол, передачи мяча партнеру, броски мяча в стену, через сетку. 

Зрительную нагрузку целесообразно чередовать с физической активностью, подвижными играми на свежем воздухе. Физические упражнения благоприятно влияют на орган зрения. При осложненной близорукости противопоказаны все виды спорта, связанные с большим физическим напряжением, с резкими перемещениями тела и возможностью его сотрясения. Исключение также составляют виды спорта, при которых возможны удары по голове, резкие сотрясения организма, продолжительное напряжение занимающихся. К таким видам спорта относятся бокс, борьба, прыжки в воду, прыжки в длину, в высоту, хоккей, регби, прыжки с трамплина и т.д. 

Рекомендуются следующие формы занятий:

  1. Утренняя гимнастика. (Не до утомления!)
  2. Гимнастика для глаз.
  3. Физкультурная пауза во время учебы.
  4. Закаливание.

Ограничиваются занятия физкультурой:

  • при быстро прогрессирующей близорукости
  • после операций на глазу
  • при наличии осложнений
  • при близорукости средней и высокой степени при неполной коррекции остроты зрения,

Дети с близорукостью и дети, предрасположенные к ее развитию, должны проходить контрольные осмотры врача-окулиста, 2 раза в год с определением остроты зрения и рефракции.